С чего вдруг японцам показалось, что к Honda Jazz тяготеют пенсионеры? По-моему, стопроцентно молодежный автомобиль — живенький, маленький, городской и «резиновый».
Это у них там на пенсии принято развлекаться на всю катушку, а наши дедульки с бабульками тяготеют к природе — грядки, лучок, картошечка, в лучшем случае — «десятка», подаренная внучатами на серебряную свадьбу. А как на этом чуде восточной техники уедешь из города, если даже обыкновенный бордюрный камень в самую неподходящую минуту становится «камнем преткновения» для ее нежного пластмассового передка?
В первый день теста я по привычке ломанулся объезжать знакомую пробку через «перехватывающую» неизвестно кого, запертую на шлагбаум парковку и, к своему стыду, создал еще одну, когда пришлось позорно бежать от поребрика и возвращаться в ряды вынужденно законопослушных граждан. Зато девушки на работе были в восторге — «ой какая миленькая красненькая машинка», — чем окончательно втоптали в асфальт мое мужское самолюбие. Но тем же вечером я примирился с «недостатками» новой Jazz, когда закидал в ее бездонное нутро весь шмурдяк регулярно переезжающей подруги, включая комод из «икеи» и внушительную библиотеку глянцевых журналов, с которыми она ни в какую не желала расстаться. Там очень много места: кроме моего, после погрузочных работ осталось целых два, правда, сзади впритирку, но по холодку ничего — потянет.
Новая Honda Jazz молодежней некуда — управление магнитолой «как в iPod», и в ней можно спать — в положении Refresh подголовники передних сидений снимаются, спинки откидываются, и ложе для традиционных юнешеских забав готово, а деньги за съемную квартиру можно потратить на что-нибудь нужное — сноуборд, например, или маунтинбайк. Кстати, о горных велосипедах, под нижними подушками дивана пустота, откинув их к спинкам, поперек салона можно «парковать» две штуки, правда, сняв передние колеса.
К эргономике новой Jazz почти не придерешься — руль регулируется по высоте и вылету, сиденье водителя поднимается, диапазон настроек широкий, а щиток приборов ни в одном положении не перекрыт рулем. Разве что набалдашник рычага переключения передач маловат (под дамскую ручку), нет центрального подлокотника, а капот не видно даже из-под потолка — развивайте интуицию. Интересно, что в «моей» Jazz боковые зеркала складывались с помощью электропривода, и руль был оснащен кнопками управления дорожным компьютером и аудиоцентром, но при этом задние стекла опускались вручную. Смотрим дальше: климат-контроль, простенькая аудиосистема с МР3 под один диск и «мини-джек» (в комплектациях побогаче есть USB-порт, через который плеер можно не только слушать, но и заряжать). А еще десяток подстаканников: упившись колой и настроившись на волну положительных вибраций, можно и не заметить, как вибрирует от басов внутрисалонное зеркало уже на двух третях громкости. Вообще, дешевый пластмассовый салон Jazz собран неплохо — щелей нет, соединения ровные, но жесткий «погремушечный» пластик даже в новой машине успел «расплодить сверчков». Одного я «отловил» сразу — отошла панелька под рулем, но еще парочка регулярно просыпалась на разбитых стыках в асфальте. Была бы подвеска помягче, никто о них бы и не услышал, но, «нацелившись» на молодежь, «хондовцы» немного «переперчили» с жесткостью: на лежачих полицейских старческий позвоночник может осыпаться под кресло.
Новая Honda Jazz не подросла в высоту, однако ее длина увеличилась на 55 мм, а ширина на 20 мм. Колесная база теперь на 50 мм больше, а колея передних и задних колес шире на 35 и 30 мм соответственно. Несмотря на увеличение габаритов, радиус поворота остался таким же, как и у предыдущей модели. Общая длина 3 900 мм, ширина 1 695 мм и высота 1 525 мм позволяют маркетологам Honda помещать Jazz в особую нишу между хэтчбэками В-класса и компактными минивэнами.
«Приколоться» не значит «убиться»
Не знаю, так ли думали японцы, когда делали новую Honda Jazz, но вышло весело и относительно безопасно. Весело, потому что управляемость машинки на самом деле очень хорошая, а слишком жесткая на маленьких скоростях подвеска проглатывает солидные неровности, стоит только немного разогнаться, при этом никаких прыжков по дороге, только легкая нестабильность в асфальтовой колее. Зато в поворот заходит как по писаному, и крены минимальные. А относительно безопасно, потому что новый мотор i-VTEC объемом 1 339 см3, пришедший на смену i-DSI такой же кубатуры, намного мощнее (100 л.с. вместо 83), азартнее, но после 120 км/час слегка «тухнет», не провоцируя на дальнейшие хулиганства. Зато по городу да с 5-ступенчатой «механикой» — просто прелесть. Отсечка срабатывает где-то на шести с половиной тысячах оборотов по тахометру, передачи довольно длинные — «тапку в пол», и со светофора словно ветром сдувает, а расширенные колея и база дали прибавку к устойчивости — шансов пощекотать нервы без последствий стало побольше. Тормоза не требуют привыкания, замедление уверенное, плавное и прогнозируемое, только стартовать первые минут десять сложновато, однако понимание процесса происходит очень быстро — этот движок любит, чтобы его «крутили», а в месте с пониманием появляется и задор.
Кузов в стиле «cab forward» (смещенная вперед кабина) обеспечивают автомобилю хорошую обзорность. Увеличены боковые зеркала, передняя стойка сузилась на 23 мм, лобовое стекло на 25 мм шире и на 205 мм длиннее прежнего. Передние треугольные окошки на треть больше, чем у старой Honda Jazz, а дворники расположены ниже линии прямой видимости. Этот комплекс мер позволил повысить обзорность на 20 процентов.
На всякий пожарный
При разработке кузова новой Honda Jazz использована технология совместимости элементов конструкции АСЕ, благодаря применению которой образуется силовой каркас вокруг салона. Каркас защищает даже при столкновении с автомобилями большей массы, распределяя энергию силы удара между несколькими основными направляющими. Жесткость кузова значительно повышена (например, уровень боковой жесткости передней части автомобиля увеличен на 164%). Для предотвращения травм шеи в Jazz устанавливают активные подголовники, в базовой комплектации автомобиль уже оснащается фронтальными и боковыми подушками безопасности и полноразмерными шторками безопасности в рамках бокового окна, защищающими водителя и пассажиров спереди и сзади. Ремни безопасности передних сидений имеют двойные преднатяжители, а крепления ISOFIX на левом и правом заднем сиденьях и крепление в крыше позволяют надежно установить детское кресло.
Honda не забывает и о пассажирах, задние двери открываются на 80 градусов, становясь практически перпендикулярно боковой линии машины, и могут занимать три фиксированных положения. Пространство для ног задних пассажиров выросло на 18 мм, а расстояние между передними и задними сиденьями — на 30 мм. Незначительное расширение кузова также обеспечило увеличение ширины на уровне плеч на 44 мм спереди и 43 мм сзади.
Пожилым и состоятельным подросткам
В «базе» Jazz за 615 000 рублей уже есть практически все необходимое и даже элементы роскоши: климат-контроль, электро-зеркала, подогрев передних сидений, система курсовой устойчивости VSA, окраска «металлик». Выбора двигателей не предусмотрено. Если есть желание, можно доплатить за датчик дождя, панорамную стеклянную крышу, противотуманки, электропривод задних стекол, кожаный руль и круиз-контроль (хотя, где в городе «круизить»?) — самая дорогая комплектация 1.4 Executive AT стоит 742 613 рублей. Традиционный «пластмассовый спортпакет» из накладок-спойлеров-тонировки-литых дисков 1,4 Sport AT добавит к стоимости лишних 79 950 «деревянных». Однако, в этом ли счастье, если 1.4 Elegance AT с так необходимым начинающим городским драйверам 6-ступенчатым «роботом» i-SHIFT, который сам выжмет за тебя сцепление, и системой Hill Start Assist, помогающей стартовать на подъеме, но без всяких «побрякушек», стоит дороже базовой комплектации всего на 30 750 рублей (645 750 руб.). Правда, такой резвости, как с «механикой», уже не будет. Ну и правильно, солиднее надо быть, солиднее.
Система складывания сидений «Magic Seats» стала еще удобнее, теперь передние кресла не нужно двигать, благодаря подголовникам, которые практически полностью задвигаются в задние сиденья, и не соприкасаются с передними при складывании даже тогда, когда последние максимально отодвинуты назад.
Длина ровного пола багажного отделения в «грузовом» положении Utility составляет 1 720 мм. Этого достаточно для того, чтобы разместить внутри автомобиля три горных велосипеда с 26-дюймовыми колесами, не снимая при этом передние колеса. В максимально «длинном» положении Long места будет еще больше — необходимо лишь полностью отодвинуть переднее пассажирское сиденье вперед, наклонить его спинку назад, и длина багажного отделения по правой стороне составит 2,4 м. В положении Tall подушки заднего дивана фиксируются у спинок в поднятом состоянии для того, чтобы создать место для багажа между передними и задними сиденьями, куда можно поместить предметы высотой до 1 280 мм. В подушке левого заднего сиденья есть отделение для хранения мелких вещей. Сняв подголовники с передних сидений и наклонив их назад таким образом, чтобы они находились на одном уровне с задними, можно выспаться в положении Refresh.
Второе поколение «компакта» Honda Jazz появилось на российском рынке еще два года назад, но на российских дорогах его представителей встретишь нечасто.
Первая генерация также неплохо знакома отечественным покупателям – она представлена на российском рынке уже с десяток лет. Особой популярности автомобиль за это время не снискал: его воспринимали как исключительно «женский вариант». А ведь в Японии, где он продается под названием Fit, титулы этого хэтчбека говорят сами за себя: «Автомобиль года» в 2001-2002 и 2007-2008 годах, и даже «Японский автомобиль десятилетия» в 2009-м. Более того, именно к Jazz впервые был применен термин «микровэн». Неужели такой заслуженный представитель размерного класса «В» интересен лишь отдельным поклонникам?
Из арсенала минивэнов
На первый взгляд, Jazz по сравнению с предыдущим поколением изменился несущественно. Тот же однообъемный силуэт с коротким капотом, маленькие свесы, почти вертикальная «корма» и крупная головная оптика. Если заглянуть в технические характеристики, можно обнаружить, что и габариты схожи: автомобиль стал чуть длиннее (на 5 см), шире (на 2 см), а высота и колесная база и вовсе остались прежними (1525 мм и 2450 мм соответственно). Однако с точки зрения дизайна новое поколение, пожалуй, в выигрыше: автомобиль утратил часть «игрушечности». И даже стал выглядеть более агрессивно – в профиль Jazz напоминает пулю!
Площади остекления позавидует даже туристический автобус – такое ощущение дарит низкая подоконная линия, тонкие передние стойки кузова и высокая стеклянная крыша.
Салон в то же время ощутимо прибавил в солидности. Руль, компоновка панели приборов и центральная консоль решены в стиле Civic, старшей модели линейки Honda. Что ж, такая ассоциация Jazz только «на руку» – теперь он наверняка приглянется не только слабому полу.
Оказавшись внутри, явно ощущаешь минивэновские корни. Посадка и водителя, и пассажиров выполнена ближе к вертикальной. Площади остекления позавидует даже туристический автобус – такое ощущение дарит низкая подоконная линия и тонкие, практически незаметные, передние стойки кузова. Подкрепляет эффект высокая стеклянная крыша, простирающаяся до самого багажника (при желании ее можно закрыть шторкой с электроприводом). Вот где на самом деле панорамная обзорность!
Органы управления ничем примечательным не выделяются. И это ни в коем случае не отрицательная характеристика – расположение подрулевых переключателей, педалей и селектора КПП оптимально. Создается впечатление, что на этом автомобиле ты уже ездил не раз и не два. А вот крупные кнопки аудиосистемы и климат-контроля (он здесь однозонный) напротив, оригинальны, если не сказать авангардны, однако с удобством и здесь полный порядок. Управление интуитивно понятно: выбор комфортной температуры и любимых радиостанций займет буквально несколько секунд.
С точки зрения дизайна новое поколение, пожалуй, в выигрыше: автомобиль утратил часть «игрушечности» и стал выглядеть более агрессивно – в профиль Jazz напоминает пулю!
Шкалы приборов, утопленные в три отдельных глубоких «колодца» лаконичны и читаются хорошо. Немного непривычно отсутствие стрелочного указателя температуры охлаждающей жидкости. Но, пожалуй, лишь психологически – современному автомобилю достаточно лампы-индикатора, сигнализирующей о перегреве.
Необычно расположены подстаканники на передней панели: таким образом, чтобы на поставленную внутрь емкость попадал горячий или холодный воздух из дефлекторов отопителя. Перчаточных ящиков два – первый, достаточно объемный, на привычном месте, второй, небольшой, расположен над ним и имеет функцию подогрева или охлаждения.
В меру рельефные сиденья по жесткости ближе к европейским и вполне удобны. В качестве обивки применена пористая «дышащая» ткань, что гораздо практичнее более дорогой и сложной в уходе кожи. Регулировки только стандартные, механические, но их более чем хватает, чтобы быстро занять удобную позу за рулем. Да и диапазоны перемещений внушительные: трудностей не возникнет даже у человека ростом выше среднего, несмотря на компактные размеры автомобиля. Jazz – как раз тот случай, когда «внутри больше, чем снаружи».
Аналогично можно охарактеризовать и второй ряд сидений. Доступ сюда организован на «твердую пятерку» – широкие проемы и открывающиеся почти на 90 градусов двери (этим не могут похвастать даже иные полноразмерные минивэны). Благодаря вертикальной посадке пассажиры практически любых комплекций не будут чувствовать себя стесненно. Пожалуй, только «баскетболисты» упрутся коленями в спинки передних кресел. Более чем достаточно места и по высоте. И все же ширина салона маловата для третьего пассажира, если только он не подросток.
Как бы парадоксально это ни звучало применительно к городскому компакту, немало интересных решений предлагает Jazz и по части перевозки груза. Объем багажного отделения микроскопическим не назовешь, он составляет 335 л в варианте со всеми разложенными сиденьями. Помимо того, что задний ряд можно сложить полностью или по частям (при этом он образует ровный пол), подушки сиденья способны подниматься и закрепляться в вертикальном положении, параллельно спинкам. Таким образом, можно получить максимально высокую грузовую площадку за передними креслами. Это удобно при перевозке, например, велосипедов. Фальш-пол багажного отделения можно одним движением приподнять и закрепить, получив дополнительную полку, разделяющую багажник на два уровня. Словом, пространство салона Jazz с точки зрения компоновки используется по максимуму.
Ровный и неожиданно напористый разгон продолжается вплоть до 4800 об/мин, на которые и приходится пик крутящего момента
В городе – как дома
Впрочем, легковые автомобили Honda помимо продуманной организации внутреннего пространства, всегда славились своими технологичными двигателями и отточенными характеристиками шасси. А потому самое время проверить, как с этим обстоят дела у нашего «подопытного».
С самого начала тест-драйва становится понятно, что Jazz – настоящий король тесных парковок! Отменная обзорность, огромные зеркала, скромные габариты и пятиметровый радиус разворота делают маневрирование в узких пространствах абсолютно необременительным. Легкий руль делает чуть меньше трех оборотов от упора до упора. И даже отсутствие парковочного радара нисколько не мешает, габариты чувствуются прекрасно. Вместе с тем, стоит быть осторожным при преодолении бордюров: пару раз мы слышали предупреждающий шорох эластичной юбки под передним бампером. Что ж, 140 мм дорожного просвета дают о себе знать.
Но будет ли Jazz столь же приятен в городском трафике? На первый взгляд, мощность установленного под капотом атмосферного шестнадцатиклапанника объемом 1,4 л более чем скромна, всего 100 л.с., а крутящий момент в 125 Нм сосредоточен на «верхах». Однако фирменная «хондовская» система управления клапанами i-VTEC позволяет немного сгладить кривую крутящего момента и тем самым полнее реализовать возможности мотора. Другими словами, это должно означать, что Jazz сможет и стартовать резво, и с набором скорости не «скиснет».
В нашем случае практика практически не расходится с теорией. Задерживаясь лишь на долю секунды на самом старте, Jazz начинает уверенно набирать скорость уже с 2000 об/мин. Ровный и неожиданно напористый разгон продолжается вплоть до 4800 об/мин, на которые и приходится пик крутящего момента. Этого более чем достаточно, чтобы не только не выпадать из потока, но и зачастую оказываться впереди него. Наиболее интенсивное ускорение приходится на диапазон 30-80 км/ч, что как раз совпадает с типичными городскими скоростями.
Вариатор на этом «малыше» имеет семь «виртуальных» ступеней, и воспользоваться ими можно даже не переходя в спортивный режим – крайне удобная функция для обгонов.
Не последнюю роль здесь играет и бесступенчатая трансмиссия CVT с гидротрансформатором. Ее работу также можно охарактеризовать только положительно: плавность работы обеспечивается конструкцией, а задержка при резком нажатии на газ хоть и присутствует, но все же невелика. Да и ее можно практически свести на «нет» с помощью подрулевых лепестков, отвечающих за переключение «передач». Да, вариатор на этом «малыше» имеет семь «виртуальных» ступеней, и воспользоваться ими можно даже не переходя в спортивный режим. Функция крайне удобна на обгонах. Например, вы двигаетесь в спокойном темпе, но внезапно возникает необходимость ускориться. Не дожидаясь переключения вариатора на «пониженную», вы раз или даже два щелкаете лепестком со знаком «минус», обороты моментально поднимаются к зоне высокого момента, и обгон происходит максимально быстро. Повышать «ступень» по завершению маневра не придется – это произойдет автоматически.
Любителям более активной езды можно сразу посоветовать перевести селектор вариатора к литере «S». «D» настроен скорее на экономичное передвижение, и торможение двигателем в этом режиме практически не чувствуется. «S» же, напротив, «растягивает передачи», сохраняя как можно дольше высокие обороты и большое передаточное число, за счет чего значительно улучшается отклик на нажатие педали газа. Тут же можно перейти и на полноценное ручное переключение «передач», нажав на один из подрулевых лепестков (отдельного режима «M» для этого не предусмотрено).
Конечно, рекорды динамики на Jazz в любом случае побить не получится: вне зависимости от выбранного режима трансмиссии время разгона до 100 км/ч составляет немногим менее 13 секунд. Но субъективно эта цифра кажется ниже. Да и не будем требовать от «малыша» невозможного и забывать о том, что это сити-кар, имеющий в приоритетах не столько спортивные амбиции, сколько надежное и экономичное перемещение пассажиров и поклажи.
Правда, с экономичностью здесь ситуация двоякая. С одной стороны, при движении по трассе с равномерной скоростью, расход топлива не превышает шести литров на 100 км, что немного, но все же больше заявленных 4,8 литров. С другой, пробки и светофоры большого города запросто «съедают» до 9 л в режиме «D» и даже до 10 л в «S». Прилично для столь скромного объема мотора. Справедливости ради стоит сказать, что во время тест-драйва мы практически не обращали внимания на сигнальную лампу эконометра, загорающуюся в периоды наименьшего расхода бензина. Если же следовать таким электронным «подсказкам», скорректировать показатели в меньшую сторону вполне реально.
При движении по трассе расход топлива не превышает шести литров на 100 км, а пробки и светофоры большого города запросто «съедают» до 9 л в режиме «D» и даже до 10 л в «S».
На наш взгляд, название Jazz этому автомобилю более чем к лицу – такая «музыка» не может не нравиться. Это не просто типичный городской «проныра», а «компакт», успешно совмещающий в себе на первый взгляд противоречивые черты микровэна и «автомобиля для водителя», практичность и удовольствие от вождения. Наверное, это как раз тот случай, когда для передвижения по городу трудно придумать что-то более подходящее.
Вам понравился этот тест-драйв?
Сравнительный тест 30 марта 2011Honda Jazz»Не такие, как все (Citroen C3 Picasso, Ford Fusion,Honda Jazz,Nissan Note,Renault Sandero,Skoda Fabia Scout,Suzuki SX4)» Вторичный рынок 20 августа 2010Honda Jazz»Большое в малом (Ford Fusion,Nissan Note,Opel Meriva,Honda Jazz)» Тест драйв 03 марта 2009Honda Jazz»Аранжировка (Jazz 1.4)»
Все тест-драйвы Honda Jazz
Выбираете автомобиль? Посмотрите конкурентов
Член правления Литовской ассоциации ресторанов и гостиниц, шеф-повар ресторана Ertlio namas Томас Римидис сказал, что кризис чувствует большая часть литовских ресторанов. Сезон начался, а многие рестораны еще закрыты или не находят работников.
«Мы становимся роскошной страной, можем уже сравниться с Великобританией, в нашем секторе зарплаты уже почти, как там. Местные литовцы не хотят работать, работников не хватает. А ввоз работников из третьих стран — сложный процесс», – заметил он
Глава группы ресторанов Amber Food Гедиминас Балнис сказал, что в этом сезоне коллективы неполные, не хватает нескольких десятков работников (больше всего свободных мест на кухне).
Римидис же сказал, что ресторанам сейчас не хватает официантов.
«Особенно не хватает квалифицированных официантов, которые владеют английским и литовским. Например, официант Michelin вернулся из Великобритании в Литву и получил выплаты от государства, проработал у меня три дня и уехал на «халтурку», встретил старых друзей, напился, не вышел на работу. Я его уволил, он встал на учет в Службу занятости.
Эта работа для молодежи слишком тяжелая. Приходят, видят, что надо работать физически, ходить, носить, у компьютера сидеть легче.
Удобно работать и на платформах доставки еды: прихожу, когда хочу и налоги не плачу. Государство должно урегулировать этот сектор», – сказал Римидис.
«Приходит молодой человек и только после первого дня понимает, что надо работать. Бывает, что уходит через несколько дней. Например, на взморье набирают коллектив 20 человек. В выходные развлечения, а в понедельник половины коллектива нет. Никакой ответственности», – заметил Балнис.
«Приходит 20-летний студент без опыта и хочет получать 1000 евро «на руки». Ты не заплатишь, он уйдет и найдет, где заплатят. Поедет на взморье, где получит 1500-2000 евро «черными». Посмотрите на официальные зарплаты на взморье: медиана – 780 евро «на бумаге», а шефу платят 3000 евро «на руки», – сказал Римидис.
Балнис согласился, что на взморье очаг нелегальных зарплат, поэтому работников там находят быстрее. Он заметил, что налоговая инспекция там реже проводит проверки.
Предприниматели заметили, что Служба занятости дает возможность безработным числиться в рядах безработных, получать пособие и работать нелегально.
Балнис призывает разрешить ввозить больше мигрантов из третьих стран.
Римидис не считает, что ситуацию в этой сфере изменит повышение зарплат.
«Теоретически можно платить много. Когда работников физически становится меньше, можно повышать зарплаты бесконечно, но это не решит проблему», – считает предприниматель.